ФИЛОСОФИЯ ИСТИНЫ

Вдумываясь в пережитые нами социальные катаклизмы, нельзя видеть только историческую случайность или игру стихийных сил. Здесь произведен исторический суд, поставлена оценка различным участникам исторической драмы, подведен итог целой исторической эпохе. Перестройка, как и революция, развила огромную разрушительную энергию, уподобилась гигантскому землетрясению, ее созидательные силы оказались значительно слабее разрушительных. Кто привел в движение это двойное российско-советское государство-трясение? Истина в этом вопросе состоит в том, что духовное руководство в наших общественных перетрясках принадлежит интеллигенции, с ее мировоззрением, навыками, вкусами, социальными замашками. Весь идейный багаж, все духовное оснащение вместе с передовыми бойцами, застрельщиками, пропагандистами и агитаторами — все это было дано перестройке интеллигенцией. Она духовно оформляла инстинктивные движения масс, зажигала их своим энтузиазмом, была нервом и мозгом гигантского тела и революции, и перестройки. Но чтобы выполнять работу такого масштаба и ответственности интеллигенции надо было бы не только знать, куда она ведет свой народ, но и какие последствия ожидают и ее, и ее народ. А для этого ей надо было обладать хотя бы элементарным философским мышлением.

Но уровень философской культуры нашей интеллигенции и раньше был не очень высокий, а теперь упал почти до нуля. Философское развитие у нас всегда подавлялось и продолжает подавляться по сей день, от чего философские знания мало распространены, высокую философскую культуру можно встретить лишь у отдельных личностей. Но это не означает, что "философские" темы и проблемы не рассматриваются и не обсуждаются. Наоборот, наши "ИТР и служащие" умудряются даже самым повседневным вопросам придавать философский характер, конкретное и частное дело они превращают в отвлеченное и общее. Эта доморощенная и сектантская философия удовлетворяет примитивной потребности нашей интеллигенции иметь собственное кухонное миросозерцание, которое бы давало простые ответы на сложные вопросы жизни. Поэтому властителем ее дум становится лишь тот, кто из общей идеи стpемится вывести необходимость революционных преобразований, требует справедливости во что бы то ни стало, немедленной свободы, равенства и братства всем и во всем. У российской интеллигенции всегда были свои кружковые философы и своя "бытовая" философия. История нашей публицистики после Белинского, в смысле жизненного раздумья и поиска Истины — сплошной кошмар. "Отец русской интеллигенции" плохо знал философию и не обладал философским методом мышления, но его зато всю жизнь мучили "бытовые" вопросы как минимум мирового порядка.

Психологические причины такого отношения к философии и вообще к созданию духовных ценностей можно выразить словами Бердяева: "Интересы распределения и уравнения в сознании и чувствах русской интеллигенции всегда преобладали над интересами производства и творчества". Это одинаково верно как относительно сферы материальной или духовной, так и относительно социалистической революции или капиталистической перестройки. Интеллигенция всегда охотно принимала идеологию, в которой центральное место отводилось не проблемам производства и созидания, а проблемам распределения и дележа, притом, как правило, не своего, а чужого добра хоть частного, как в 1917 году, хоть народного, как в 1991 году. А все творчество, созидание и производство всегда было в каком-нибудь идеологическом загоне или закутке. Если какая-нибудь идеология ставила в центр творчество и созидание, то к такой идеологии интеллигенция относилась подозрительно и всегда старалась сначала ее "разоблачить", опровергнуть, а потом и отвергнуть. Во все наши многочисленные революции, перестройки, компании и чистки вплоть до наших дней бродит одна и та же старая интеллигентская закваска: гонение на знание, творчество, созидание, на высшую жизнь духа, из-за чего в интеллигентских мозгах происходит постоянная путаница, как отделить божественную собственность творца от звериной собственности шакала и как ее pазделить.

С возникновением марксизма потребность в философском обосновании свободы, равенства, братства и дележа богатства стала удовлетворяться диалектическим материализмом и неокантианством, которое широкого распространения в России не получило из-за своей сложности и необходимости большой работы ума. А если кто и интересовался Кантом, то только потому, что на нем был круто замешан марксизм-ленинизм. Для россиийской интеллигенции любовь к народному добру, уравнительной справедливости и к общественному благу парализовала любовь к Истине, почти что уничтожила к ней всякий интерес. Но философия по сути своей и есть любовь к Истине и ее искание. Интеллигенция не могла бескорыстно отнестись к философии, потому что корыстно относилась к Истине, требовала, чтобы Истина стала орудием какой-нибудь революции или перестройки: для народников характерна ложная любовь к крестьянству, для марксистов — ложная любовь к пролетариату, для коммунистов — ложная любовь к советскому народу, для современных демократов-партократов и национал-фашистов — ложная любовь к нации. А для всех их вместе взятых характерно полное неуважение к абсолютному значению Человека, Личности, т.к. это абсолютное значение основано на Истине, а не на интересе. Авенариус оказался лучше Канта или Гегеля не потому, что в философии Авенариуса увидели Истину, а потому, что вообразили, будто он ближе всего к социализму. А это означает, что распределительный интерес поставлен выше Истины, это благоприятная почва для демагогии, которая делит философию на "пролетарскую" и "буржуазную", утверждает две истины, "полезную" и "вредную", деморализует душу любого человека, развивает моральную трусость, гасит любовь к Истине, подавляет дерзновение мысли — все это есть признаки умственной, нравственной и духовной деградации интеллигенции.
Ни коммунистические победы, ни поражения не изменили природы русской интеллигенции, которую стали называть ИТР и служащими, а теперь "новыми русскими". Но и ИТР, и служащие, и "новые русские" духовно и нравственно остались старыми и, как ходили раньше в европейских обносках марксизма или социализма, так ходят и теперь в западных лохмотьях коммунал-капитализма. Как раньше марксизм, так теперь и капитализм у нас понят превратно, воспринят "субьективно" и приспособлен к традиционной психологии российской интеллигенции и российской действительности. В начале века Луначарский приготовил винегрет из Маркса, Авенариуса и Ницше, который тогда многим пришелся по вкусу. В конце века интеллигенты-диссиденты приготовили хмельную бурду из допотопного адам-смитовского капитализма, которая за неимением ничего лучшего тоже многими в Советском Союзе пpишлась по вкусу и стала кружить пустые головы очень многим. Бедный Ницше и бедная русская мысль! Какую только баланду не хлебает голодная русская интеллигенция, и все она приемлет, всем питается, все жует, а потом блюет... Так было, и так осталось. Опять новые и тоже заграничные метафизические и мистические учения, вроде саентологии Хаббарда или иоги Кришны и Макариши, у нас опять приспосабливаются для домашнего, а точнее, кухонного употребления под все ту же русскую водочку или хмельную брагу.

История нашей общественной мысли делиться не на этапы внутреннего развития, а на периоды господства той или иной иноземной доктрины: шеллингизм, гегелианство, сенсимонизм, фурьеризм, позитивизм, марксизм, ницшеанство, неокантианство, анархизм, коммунизм, социализм, Мах, Авенариус, а теперь Адам Смит двухсотлетней давности, что ни этап, то иностранное имя.

Российский интеллигент или с детским умилением и замиранием сердца готов слушать любую ахинею любого заграничного нувориша и останется равнодушным к жемчужным зернам Истины, если они добыты своими собственными соотечественниками у себя дома. Отсутствие самостоятельного идейного творчества факт настолько всеобщий и неоспоримый, что он уже не обращает на себя никакого внимания и считается естественным и нормальным. Веруя в Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина или в Ельцина-Гайдара, мы в сущности веруем в ценности и идеи, выработанные Руссо и де-Местром, Голбахом и Гегелем, Берком и Бентаном, Адамом Смитом и Мальтусом, питаемся обьедками с философского стола еще 18 века. В праздной хотя и святой жажде Истины мы просто хватали и продолжаем хватать то, что для себя создавала западная мысль, и носимся с этим даром или дерьмом до нового подарка. И наоборот, мы не дорожим той Истиной, которую добывали и продолжаю пока еще добывать наши лучшие умы.

Русская интеллигенция "проморгала" оригинальную русскую философию, равно как и философское содержание великой русской литературы. Мыслитель такого калибра, как Чаадаев, не был замечен и тем более понят даже теми, которые о нем упоминали. Еще в начале века были все основания признать Соловьева нашим национальным философом и около него создать русскую философскую школу, глубоким и оригинальным мышлением которого могла бы гордиться философия любой страны мира. Но русская интеллигенция Соловьева не читала и не знала, не хотела признавать своим, потому что ей не нужна Истина. Вот уж во-истину: нет пророка в своем отечестве! Величайшим русским метафизиком был Достоевский, но и его метафизика оказалась "не по зубам" российской интеллигенции. Она и Толстого не признала совсем своим, но примирилась с толстовщиной из-за ее народности. Зачатки новой российской философии можно найти у Федорова, Флоренского, Бердяева, Булгакова, Хомякова, Чичерина, у "евразийцев" Трубецкого, Козлова, Лопатина. (И даже у меня в Интернете на www.iva-istina.narod.ru. Можете убедиться!) И в годы советской власти российская философия — это тоже не только марксистско-ленинская "философия" КПСС. Философская мысль пульсировала в умах таких настоящих советских ученых, как Вернадский, Чижевский, Купревич, Манев... Но если философский пульс мыслей выходил за пределы кухонных семинаров, то он тут же гасился в лагерях, зонах, психушках и шарашках. Или золотые зерна Истины вывозились и продолжают вывозиться на Запад, как сырье, где умеют перерабатывать его до неузнаваемости и продавать потом по всему миру, в т.ч. и нам — в Россию, но уже под своим именем и флагом. В этом мире воруют и грабят все. Но Запад уже давно освоил высшие формы грабежа — воровство золотых зерен Истины, "сырых" идей, а в России по-прежнему, как в каменном веке, продолжают воровать конечный продукт, материальное дерьмо или деньги.

Русско-советская интеллигенция была и остается такой, какой ее создала русская история, в ее политическом укладе отразились грехи нашей болезненной истории, нашей деспотической власти и вечного насилия над Человеком. Но недостойно свободного и по-настоящему интеллигентного человека во всем винить внешние силы и этой виной себя оправдывать. Виновата и сама интеллигенция: атеистичность ее сознания есть вина ее воли, она сама выбрала путь вождистского идолопоклонства и этим исказила свою душу, умертвила в себе истинность Истины. Осознание своей виновности может привести нас к новой жизни. Сознание — это орган духа, который приемлет в себя Истину. Великое множество истин способен воспринять ум. Но знать Истину — это одно, а жить по Истине — это совсем другое. Очередная перестройка общества требует радикальной реформы сознания и духа российской интеллигенции и интеллигенции ближнего зарубежья. Сейчас мы нуждаемся в признании самоценности Истины, в смирении перед Истиной и готовности на отречение ради ее. Это давно желанное и радостное пробуждение дремлющего духа российско-евразийской философии требует не только физического освобождения от политического, экономического или государственного гнета тоталитарной власти, но и внутреннего духовного раскрепощения мысли для свободного рождения и развития евразийских идей. Российская Евразия занимает больше половины Евразии географической, в ней самодостаточно не только природных ресурсов, но и ресурсов сознания, воли, ума, интеллекта и духа, чтобы стать по-настоящему самостоятельной и могучей державой не только политически и экономически, но, главное, нравственно и духовно. Для этого евразийским интеллигентам надо обьединить свой евразийский дух в единую евразийскую философию.

Истинные евразийские философы! Ступайте на тропу Истины! Пора переходить от философии российского юнца к философии евразийского творца.

Далее см. МЕЛКО ПЛАВАЕТЕ или см. Оглавление

IVAfilist11"Истина"1995г.Наб.Челны.

Hosted by uCoz